2016-07-14T10:30:19+03:00

Почему в России разоряются оптимизаторские конторы

Игорь Ашманов: В оптимизаторской отрасли было несколько волн вымирания, как у древних организмов.Игорь Ашманов: В оптимизаторской отрасли было несколько волн вымирания, как у древних организмов.Фото: RUSSIAN LOOK

Премьера программы «Восстание машин» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]

00:00
00:00

В эфире Радио «Комсомольская правда» прошла премьера программы «Восстание машин». Для кого эта программа?

- Для людей, которые что-либо делают в интернете, работают в Сети для того, чтобы заработать деньги, продвинуть себя, достичь славы и успеха;

- Для людей, которые хотят создать свой сайт, намерены сделать это самостоятельно, может быть, за небольшие деньги;

- Для людей, которые уже создали сайт, но этот сайт не видят поисковые системы - Яндекс, Гугл и так далее;

- Для людей, у которых все прекрасно с посещаемостью сайта, с раскруткой сайта, но почему-то нет клиентов. Есть лайки, клики в социальных сетях, но нет клиентов.

- В общем, это программа о том, как делать деньги с помощью интернета, - резюмировал цель программы главный редактор Радио «Комсомольская правда» Евгений Арсюхин.

Ведет программу «Восстание машин» будет журналист и интернет-маркетолог Елена Ракиткина.

А гостем первого выпуска стал Игорь Ашманов, директор, основатель компании «Ашманов и партнеры». Кстати, это именно Игорь Ашманов разработал спеллинг-чекер (программа проверки правописания для русского языка), которым сегодня мы пользуемся в Word.

Публикуем самое полезное (для людей, работающих в Сети) из прозвучавшего от эксперта в эфире.

«Это оптимизаторская тошнота»

Когда стали появляться сайты, люди поняли, что те сайты, которые выше в поисковой выдаче, можно быстрее монетизировать. Следовательно, возник спрос на такие услуги, как оптимизация. Тогда это называлось – раскрутка. Сейчас это слово тоже можно услышать, хотя чаще можно слышать «поисковое продвижение». Или SЕО (Search engine optimization).

- Эти дурацкие сайты продающие, продают они, предположим, губки для мытья посуды. И через каждые три слова «губка для мытья посуды». Это и есть SЕО? - спросили мы гостя.

Игорь Асманов ответил, что «это так называемая оптимизаторская тошнота». И по его мнению, это плохо:

Игорь Ашманов Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

Игорь АшмановФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- Во-первых, это плохо, потому что невозможно читать. А во-вторых, это давно уже не работает, потому что поисковики за это наказывают. Когда-то была теория, что надо плотность этих ключевых слов повышать на странице. Возникла целая профессия таких SЕО-оптимизаторов. Потом их, к сожалению, нигде невозможно использовать. Это сейчас не работает. Конечно, какую-то плотность ключевых слов на странице надо соблюдать, но сейчас поисковику для этого хватает и обычного текста о продукте.

«Наши поисковики борются за чистоту поисковой выдачи»

По мнению эксперта, простому пользователю от оптимизации выгоды нет:

- Смотрите, у поисковика есть так называемая органическая выдача. Это его естественные результаты поиска. Он бьется за то, чтобы они были как можно более релевантными. То есть, соответствующими поисковому запросу. Есть всякая реклама, которой обклеена эта страница результатов поиска, где Яндекс или Гугл показывают объявления своих клиентов, которые заплатили за эту рекламу. Да еще и на основе аукциона. Наши поисковики, - наши, потому что во многих других местах это не так, - борются за чистоту поисковой выдачи. Для пользователя это тоже важно. Они считают, поисковики, что тем самым борются за интересы пользователя. Пользователь хочет получать релевантную выдачу. А поисковик ему еще и показывает по краям рекламу. Скажем, Байду в Китае, не так устроена. У нее рекламные, то есть проплаченные ссылки на сайты, перемешаны, прослоены в результатах поиска, и всех китайцев это устраивает.И рекламодателю это лучше. А у нас это не так. У нас считается, что органическая выдача должна быть совершенно чистой. Поэтому здесь интересы поисковика и пользователя должны совпадать. Есть разные теории заговора, что поисковик на самом деле может даже специально портить свою выдачу, чтобы зарабатывать больше на контекстной рекламе. Но это все ерунда. Отдел релевантности в поисковике – один из самых главных, он, действительно, ненавидит спамеров, тех, кто накручивает выдачу и так далее.

«В Яндекс можно съездить, но вас дальше проходной не пустят»

Игоря Ашманова мы также спросили о распространенном мифе: мол, Яндекс все делает для того, чтобы ему больше платили.

- Яндекс что-то делает, чтобы ему больше платили, но он точно не портит выдачу ради этого. Потому что это их основная компетенция. Они на этом зарабатывают деньги. Люди туда будут приходить, только если выдача реально помогает найти то, что им нужно. Поэтому это, конечно, миф. Но я такие мифы слышу года с 2001-го. Я в 2001-м открыл компанию оптимизаторскую, а до этого я работал в Рамблере и тоже слышал эти мифы. Что, мол, можно договориться за деньги, чтобы тебя поставили. Вот у нас были плохие позиции в Яндексе, но наша служба безопасности съездила туда, договорилась, теперь мы на первом месте. На самом деле, в Яндекс можно съездить, но вас дальше проходной не пустят. И договориться там не с кем. Там просто даже такого бизнес-процесса нет, как что-то подкрутить. Тем более сейчас там это невозможно, потому что работает машинное обучение. Так что формула релевантности каждую секунду разная. И программист, который смотрит на результаты работы своего же кода в Яндексе, не знает, какие сайты будут поставлены на первые места. Поэтому специально там что-то подкрутить – это довольно сложно. Это видят много людей. Это в принципе невозможно. Это басни.

Игорь Ашманов: Специально что-то подкрутить в Яндексе - басни Фото: RUSSIAN LOOK

Игорь Ашманов: Специально что-то подкрутить в Яндексе - басниФото: RUSSIAN LOOK

«Гугл и Яндекс в России идут «ноздря в ноздрю»

Что касается вечного спора - Яндекс и Гугл - кто круче - эксперт считает, что эти поисковики идут «ноздря в ноздрю»:

- У нас есть такой сервис – бесплатный некоммерческий проект analyzethis.ru – анализаторы качества поисковиков. Там сейчас примерно 43 анализатора в самых разных аспектах качества. И есть агрегированные. Общее качество и так далее. Гугл с Яндексом примерно ноздря в ноздрю идут. Они борются за какие-нибудь полпроцента качества выше 99%. Но в некоторых категориях они довольно сильно отличаются. Например, Яндекс, как поисковик в нашей стране, гораздо более привязан к локальному рынку, к локальному бизнесу, он транзакционный поисковик. Он отвечает за то, чтобы вы что-то могли сделать. Заказать, бронировать, купить, найти, поехать на такси и так далее. А Гугл, поскольку он не может быть так привязан, у него здесь небольшой офис, не так проникает в локальные нужды. Кроме того, он глобальный поисковик. И они не очень-то заморачиваются такой интеграцией с локальными рынками. И Россия для него не рынок даже второго приоритета. Мы для них рынок третьего приоритета, скорее. Поэтому он, скорее, информационный поисковик. То есть, в нем проще всего исполнить информационный запрос, а не транзакционный, с целью узнать какую-то информацию. Информационный запрос – это когда вы находите то, что вам нужно прочесть или узнать, не важно, где оно лежит. Есть еще навигационный запрос, когда вы ищете именно конкретное место. Сайт конкретной компании, например. Эти два вида поиска у Гугл иногда лучше. Тоже не всегда, но информационный поиск у Гугла в среднем бывает лучше. Особенно, если это касается техники, программистских запросов. То есть, того, чего в Гугле и так много. И то, что у него ищут по всему миру. Например, описания какие-нибудь, может быть, у него и лучше. А вот чтобы купить смартфон, надо идти, скорее, в Яндекс.

Но и с аналогией « Гугл – это калькулятор, который только калькулятор, а Яндекс – это и часы, и калькулятор, и так далее» наш эксперт не согласен:

- Нет, у Гугла тоже много боковых проектов. Но у Яндекса их сильно больше. И они все локальные. Скажем, все видели, что карты Яндекса внезапно проникли всюду в нашу жизнь. Яндекс очень плотно интегрируется с нашей жизнью. В частности, расписание Яндекса теперь показывает весь общественный транспорт. Гугл ничего этого у нас в стране не делает. Или делает, но медленнее, что ли. Поэтому Яндекс отовсюду на вас наползает. Здесь, в России. А Гугл просто позволяет искать по некоторым темам, возможно, иногда лучше, чем Яндекс. Искать информацию, не действие.

«Яндекс начал наказывать тех, кто пользуется платными ссылками»

Игорь Ашманов рассказал, как Яндекс производит обновление своего алгоритма:

- Обновления по программному обеспечению делаются не так часто, иногда раз в год, иногда раз в несколько месяцев. Яндекс их называет именами городов Российской Федерации, по-моему, движется с востока в сторону западной, европейской части России. «Минусинск» – это название последнего обновления, которое кардинальным образом изменило ландшафт продвижения сайтов в Рунете. В этом обновлении был как бы отменен учет ссылок на сайт. Раньше при ранжировании сайтов ссылки на него с других авторитетных и не очень авторитетных сайтов учитывались, как и в Гугле. Это когда-то придумал, конечно, первый не Гугл, но он практически первый вместе с Апортом реализовал этот учет ссылок. И это первое время давало очень хорошие результаты по релевантности. Яндекс скоро уже два года как объявил, что он не будет учитывать ссылки, что он будет постепенно от этого отказываться. А кроме того, будет наказывать за платные ссылки. И вот он начал это делать. На самом деле он начал это делать где-то прошлой зимой, то есть год назад в реальности. Далеко не везде он эти ссылки отключил. Но именно этой зимой он начал еще и наказывать тех, кто пользуется платными ссылками для раскрутки своего сайта. И там начались трагедии, разорения оптимизаторов и все такое.

Игорь Ашманов объяснил, что из-за этого разорились многие оптимизаторские конторы:

- Просто закупите ссылок на бирже. Довольно много оптимизаторских контор за последние 5-7 лет стали простыми брокерами на биржах ссылок. Они брали деньги у клиента, несли их на биржу ссылок, закупали ссылки на своего клиента платные. Яндекс и Гугл их вроде бы учитывали. Клиент рос. А больше ничего этот оптимизатор не делал. И сейчас, когда вдруг этот бизнес закрылся, этот бизнес-процесс отменен Яндексом, многие стали просто разоряться, потому что уже больше ничего не умеют.

«Денег в оптимизаторской отрасли довольно много»

Также в эфире обсудили небольшой скандал, случившийся недавно с компанией «Кокос» (занимается продвижением сайтов): 20 ноября один из владельцев этой довольно крупной компании вдруг сообщил, что у них тысяча клиентов, а денег... нет.

- На сайте Roem.ru Андрей Воронков, хозяин компании «Кокос» написал некий текст про то, что вот они такие крупные, у них тысячи клиентов, но почему-то это не приносит очень больших денег. Это на самом деле очень кокетливый текст, где он постарался рассказать, какой он безусловный лидер рынка, что, конечно, не так на самом деле, - объяснил наш гость. - Ну и поднял вопрос: а почему же нет в этой оптимизаторской отрасли денег? На самом деле, денег там довольно много. И до недавнего времени, я бы сказал, если в долларах считать, потому что это было важно – считать в долларах, в частности, для Яндекса, потому что у него часть программистов думают в долларах, они всегда могут уехать в США, в очень крупные компании. Так вот, в долларах у Яндекса был оборот, выручка за миллиард долларов в год. А оборот всей отрасли оптимизаторов был миллионов 300-400 долларов. Там половину этого просто забирали себе биржи ссылок, а остальное – оптимизаторские компании. Примерно половина оборота Яндекса, или треть, шла мимо Яндекса за счет манипулирования его выдачей. Вообще говоря, Яндексу это не могло нравиться. Даже не потому, что он хотел наложить лапу на эти деньги, но потому что, если там такие крутятся деньги, то манипулирование работает. Управлять выдачей можно за такие деньги.

«У них это называется – «найти кнопку «бабло»

Игорь Ашманов считает, однако, что в этой ситуации Андрея Воронкова нельзя обвинить «в войне за рекламные политические бюджеты»:

- Действительно, это хороший пример того, что руководитель одной из самых крупных компаний оптимизаторских совершенно не стесняется в открытую говорить, что он применял спамерские методы, запрещенные Яндексом, для продвижения сайтов своих клиентов. Воронков говорит, что он не покупал ссылки на бирже, а для этого делал всякие квазисайты тысячами. И потом размещал ссылки на них. Фактически имел свою внутреннюю биржу. И то, и другое сейчас Яндекс, конечно, не полностью прикрыл, но очень сильно затруднил. И в оптимизаторской отрасли было несколько волн вымирания, как у древних организмов. Была накрутка поведенческого фактора. Яндекс начал учитывать поведенческий фактор, так же как и Гугл. Как себя ведет пользователь на странице результатов поиска. Куда он щелкает. Если я задал запрос, а потом щелкнул по каком-то сайту, можно сказать, что этот сайт наиболее релевантен этому запросу. Так вот, начали накручивать этот поведенческий фактор. Написали кучу прокликивателей автоматических. Яндекс какое-то время это терпел. И, видимо, учился распознавать эти прокликиватели. А потом разом их всех наказал. Довольно много оптимизаторских контор разорилось на этом. Там такие волны вымирания происходили много раз. Обычно у такого среднего оптимизатора психология успешного жулика. Он думает: вот я нашел метод, у них это называется – «найти кнопку «бабло».

Игорь Ашманов: У них это называется – «найти кнопку «бабло» Фото: RUSSIAN LOOK

Игорь Ашманов: У них это называется – «найти кнопку «бабло»Фото: RUSSIAN LOOK

Про кнопку «бабло» наш эксперт, кстати, не пошутил:

- Да, так и говорят. Значит, у меня теперь вечное счастье. Я просто нажимаю эту кнопку. Как правило, этот метод, конечно, черный или запрещенный Яндексом. Или пока серый, а потом поисковик обращает на него внимание, и те, кто расслабились и нажимают эту кнопку, знаете, как та крыса, которой вживили электрод в голову, она просто нажимает кнопку «удовольствие». Те, на кого вдруг внезапно прожектор попал, они вдруг начинают массово вымирать. Потому что ничего другого уже не умеют.

Прослушать или скачать запись программы полностью вы можете в плеере в начале статьи.

КСТАТИ

Ждем ваших вопросов!

Если у вас есть вопросы о том, как делать деньги в Сети, задавайте их нам! А мы обсудим с экспертами в программе «Восстание машин».

Вопросы вы можете выслать на электронную почту (vm@phkp.ru) или же оставить их в комментариях под этим материалом.

Программу «Восстание машин» слушайте по вторникам, в 22.05 на Радио «Комсомольская правда» (на волне 97,2FM в Москве или на сайте fm.kp.ru).

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ