Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество14 января 2021 22:00

«Современный следователь - не такой, как 10 лет назад. У него в руках огромный арсенал»: Следственный комитет отмечает круглую дату

Корреспондент «КП» пообщался с сотрудниками ГСУ СК по Московской области, которые работают в ведомстве с самого первого дня
И.о. руководителя ГСУ СК России по Московской области Александр Стариков. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области.

И.о. руководителя ГСУ СК России по Московской области Александр Стариков. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области.

15 января 2011 года вступил в силу Указ Президента Владимира Путина о создании Следственного комитета России. Сегодня ведомству исполняется ровно десять лет.

О том, какой путь прошло ведомство за этот срок, как изменилось качество следствия за это время и возможности самих следователей - об этом мы поговорили с сотрудниками ГСУ СК РФ по Московской области.

Сегодня в ГСУ СК России по Московской области работают 528 сотрудников. 310 из них - следователи.

Ежегодно следователи ГСУ СК России по Московской области расследуют не менее 3 тысяч уголовных дел.

Напомним, что в компетенции сотрудников Следственного комитета находятся расследования по тяжким и особо тяжким преступлениям. А это не только убийства и изнасилования, но и преступления против несовершеннолетних, налоговые и экономические преступления, преступления, совершенные так называемыми специальными субъектами - депутатами, судьями, прокурорами и так далее.

«Хотелось бы поздравить всех коллег с 10-летней годовщиной образования ведомства, - говорит и.о. руководителя ГСУ СК России по Московской области Александр Стариков. - На Следственный комитет возложены важнейшие государственные задачи и функции. Профессия следователя налагает высокую ответственность, ведь в руках следователя находятся судьбы людей, попавших в сферу уголовного судопроизводства. В этот день желаю всем коллегам крепкого здоровья, благополучия, мирного неба, бодрости духа и неиссякаемой энергии. Пусть рядом всегда будут надежные друзья, а поддержка родных и близких придает Вам силы для новых свершений и успехов в нашей деятельности!»

Первый заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области, полковник юстиции Александр Щеголихин. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Первый заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области, полковник юстиции Александр Щеголихин. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

КАК ЭТО БЫЛО

Стоит напомнить: до того, как Следственный комитет стал независимым ведомством, он четыре года существовал как Следственный комитет при прокуратуре. И после подписания президентского Указа нужно же было всю эту махину настроить заново. Как это было?

- Переход из-под крыла одного ведомства в самостоятельную структуру переходил плавно, - рассказывает первый заместитель руководителя Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области, полковник юстиции Александр Щеголихин. - По сути, он начался в 2007 году, когда следствие было выделено в отдельную структуру, тогда - при прокуратуре РФ. То есть, все следователи, которые перешли работать в новое подразделение, начали работать именно при прокуратуре. Эти четыре года, с 7 сентября 2007 по 15 января 2011-го, как раз нарабатывалась нормативная база. Большая работа была проделана по подготовке и подписанию федерального закона об СК, большая работа кадровая, работа по всем направлениям следственной работы. Работа велась во взаимодействии с Государственной думой, с институтами гражданского общества, с прокуратурой той же. Вот эти усилия позволили подписать федеральный закон об Следственном комитете. С этого момента СК стал единой системой уже независимого следствия от прокуратуры и других ведомств.

- А если оглянуться в январь 2011 года, в каких аспектах следственной работы нынешний Следственный комитет шагнул вперед?

- То, какой следователь был до создания СК и сейчас - две большие разницы, как говорится. Во-первых, потому что у нас за эти годы значительно расширилась подследственность. Вслед за этим и количество уголовных дел, которые расследуют наши следователи, увеличилось. Под нашу юрисдикцию перешло расследование уголовных дел по налоговым преступлениям, по преступлениям, совершенным в отношении несовершеннолетних и несовершеннолетними (это касается тяжких и особо тяжких, - Авт.), и многие другие. Поэтому в этих новых условиях следователь должен разбираться и хорошо ориентироваться в различных отраслях права. В том же Налоговом кодексе. Раньше мы этими делами не занимались. А теперь сотрудникам СК нужно расширять свои знания, осваивать расследование таких преступлений.

Также у нас появилось новое направление, которое по поручению председателя Следственного комитета является одним из приоритетных, - расследование так называемых ятрогенных преступлений. Это преступления, которые были совершены во время оказания врачебной и доврачебной медицинской помощи. Это тоже потребовало перестраивать следственный аппарат. Потребовало специальной подготовки, введения новых специализаций. Раньше этого не было.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Особенно Александр Щеголихин отмечает активное развитие криминалистики в системе Следственного комитета.

- Я 25 лет уже в следствии работаю. Но еще 10 лет назад мы кроме биологических и нескольких технических экспертиз ничего не назначали. А сейчас широко используется огромный спектр экспертиз, о которых мы раньше и мечтать не могли. Ресурсы, которые комитет последовательно вкладывал в развитие криминалистической науки и техники, это все - в помощь следствию и следователю. Арсенал следствия неимоверно расширился. Раньше что было у следователя? Линейка, рулетка, протокол осмотра и карандаш. А сейчас у нас, например, есть приборы, с помощью которых мы можем извлекать из мобильных устройств, из компьютеров даже давно удаленную информацию, которая может помочь раскрывать убийство и другие тяжкие преступления.

- За последнее десятилетие у нас в тактике и методике раскрытии преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, был совершен значительный рывок, - подтверждает руководитель управления криминалистики ГСУ СК России по Московской области полковник юстиции Ратмир Беспамятнов. - Так, стали активно применяться новые методики исследования следов, изъятых с места происшествия. Большие возможности при раскрытии преступлений дает молекулярно-генетическая судебная экспертиза, пришедшая на смену биологической. Молекулярно-генетическое исследование позволяет выделить ДНК-профиль лица, оставившего следы на месте преступления, установить его этнические характеристики, таким образом сузив круг поисков и установить личность преступников или неопознанных тел потерпевших. Также принят на вооружение такой криминалистический метод как панорамная 3D-фотосъемка, которая используется для более точного воссоздания реальной картины места происшествия в момент преступления. Ее применение позволяет совершать так называемые «виртуальные туры» по месту преступления, а анализировать информацию.

Руководитель управления криминалистики ГСУ СК России по Московской области полковник юстиции Ратмир Беспамятнов. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Руководитель управления криминалистики ГСУ СК России по Московской области полковник юстиции Ратмир Беспамятнов. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

А еще на вооружении современных российских следователей - комплексы UFED Touch (они позволяют восстанавливать информацию, удаленную с мобильных и электронных устройств), источник экспертного света (он «видит» следы крови, в том числе замытой), цианакрилатовая камера (позволяет выявлять не видимые человеческим глазом микрочастицы - вплоть до отпечатков пальцев на шероховатых поверхностях).

Ратмир Беспамятнов рассказывает на свежих примерах, как новые достижения криминалистики позволяют оперативно раскрывать преступления.

- В одном из подмосковных городов пропала 15-летняя девушка. Ушла из дома погулять и не вернулась. Подключились наши следователи-криминалисты. Территорию вокруг дома исследовали устройством «ОПТИК-2» - оно обнаруживает все видеокамеры, работающие в нужном квадрате. Записи с этих камер были изъяты и проанализированы. Установили лицо, с кем несовершеннолетняя общалась до того, как пропала. В квартире этого человека провели обыск и обнаружили мобильный телефон пропавшей девушки. Этот гаджет и телефон подозреваемого исследовали аппаратно-программным комплексом «UFED» (эта та самая штука, которая умеет восстанавливать даже удаленные переписки, - Авт.), в результате получена важная информация. Ее предъявили подозреваемому на допросе и он сознался в убийстве девушки, показал место, где спрятал тело. Благодаря такому техническому арсеналу преступление было раскрыто в течение двух суток.

«НА ТОТ МОМЕНТ ЭТО БЫЛ ДЛЯ НАС КОСМОС»

Александр Липовецкий сегодня работает в должности следователя по особо важным делам следственного отдела по городу Наро-Фоминск ГСУ СК по Московской области. А январе 2011-го он был следователем в Истре. Буквально через несколько месяцев Липовецкий раскрыл резонансное дело об убийстве двух девушек, студенток Маргариты Юркус и Ольги Кряжевой.

- На месте, где были обнаружены тела, мы нашли некоторые важные улики, - рассказывает следователь. - Я впервые столкнулся с тем, что у меня теперь появилась возможность назначить генетическую экспертизу биологического материала и уже через сутки у меня были результаты! Раньше в следствии ничего подобного не было. На тот момент это был для нас космос, а сегодня генетика и множество других экспертиз для нас - привычный инструмент, который помогает раскрывать самые сложные дела. Благодаря той генетической экспертизе нам и удалось быстро найти убийцу. Он в итоге получил пожизненное.

Следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Наро-Фоминск ГСУ СК по Московской области майор юстиции Александр Липовецкий. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Следователь по особо важным делам следственного отдела по городу Наро-Фоминск ГСУ СК по Московской области майор юстиции Александр Липовецкий. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

К слову, Александр в последующие годы не раз участвовал в расследовании различных резонансных дел. Например, на первых этапах следствия по делу о похищении младенца из больницы Дедовска или по делу о банде ГТА, нападавшей на водителей в разных районах Подмосковья.

«СЛЕДОВАТЕЛИ ВСЕГДА БЫЛИ ДЛЯ МЕНЯ «БЕЛОЙ КОСТЬЮ»

Следователь по особо важным делам второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Московской области подполковник юстиции Елена Фокина - из династии следователей. Следователями (на тот момент – в милиции) были ее дедушка, мама, отец, тетя. Хотя сама она, рассказывает, мечтала стать прокурором. Но все равно попала по назначению в следствие. Тогда еще при прокуратуре.

Следователь по особо важным делам второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Московской области подполковник юстиции Елена Фокина. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Следователь по особо важным делам второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Московской области подполковник юстиции Елена Фокина. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

- В детстве у вас помимо родных были примеры для подражания среди следователей в книгах или кино?

- Я с детства люблю «Место встречи изменить нельзя». Хотя Жеглов с Шараповым все-таки не следователи, а оперативники МУРа. Но мне и фильм нравился, и - в большей степени - книга. Кстати, когда моя мама училась в вузе, криминалистику ей преподавал легендарный МУРовец Владимир Арапов, который стал для писателей Вайнеров прообразом Володи Шарапова. Я же о работе следователем и не мечтала. Потому что для меня они всегда были в профессии «белой костью», небожителями. Я хотела быть прокурором, но пошла временно в следствие, а в 2011-м приняла решение продолжить служить в Следственном комитете. И очень этому рада. Недавно у меня был повод для особой радости. У сына в школе спросили: «А где работает твоя мама?» Мне потом рассказывали, с какой гордостью он ответил: «В Следственном комитете!». Для меня это большой показатель.

Елена Фокина работает в следственной группе. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Елена Фокина работает в следственной группе. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

В карьере Фокиной немало раскрытых резонансных дел - убийцы, педофилы, налетчики на инкассаторов.

- Как удается не выгорать эмоционально в такой сложной работе?

- Это от человека зависит. Моя мама 38 лет отдала следствию и не выгорела. Отец не выгорел. Дедушка тоже. Я нашла работу по душе и точно знаю, что приношу обществу пользу. Просто всегда нужно уметь переключаться с работы на семью и свободное время. Я, например, люблю оперу, балет, хожу на выставки, много читаю про великих художников. С коллегами, конечно, надо дружить. Но при этом всегда должны быть друзья из других сфер, чтобы на отдыхе ты имел возможность отключаться, перезагружаться. Вот и весь секрет.

«МЫ СТАЛИ ВАЖНОЙ ЧАСТЬЮ КУЛАКА, ЦЕЛЬ КОТОРОГО - БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ»

Спрашиваю у Александра Щеголихина: чувствует ли он, что СК год от года только укрепляется в статусе элиты российских следственных органов?

- Я бы не стал рассуждать, кто элита, а кто не элита. На мой взгляд, для нас изначально большим подспорьем было то, что мы вышли из нашей альма-матер - прокуратуры. У всех сотрудников был определенный высокий уровень подготовки. И та высокая планка, которую поставил председатель СК, она позволяла чувствовать себя на равных с сотрудниками различных ведомств. Мы и раньше работали, и сейчас работаем в тесном взаимодействии с другими ведомствами силового блока. Мы от друг друга зависим. Зачастую материалы, которые служат основанием для возбуждения уголовных дел, к нам поступают из других ведомств - ФСБ, полиции и так далее. То есть, мы стали важной частью этого единого силового блока, кулака, цель которого - борьба с преступностью.

Сотрудники ГСУ СК по Московской области берут у обвиняемого буккальный эпителий - так называют процедуру, когда биологический материал человека получают через мазок с внутренней стороны щеки. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

Сотрудники ГСУ СК по Московской области берут у обвиняемого буккальный эпителий - так называют процедуру, когда биологический материал человека получают через мазок с внутренней стороны щеки. Фото: ГСУ СК РФ по Московской области

- Откуда сейчас Следственный комитет черпает кадры? Как вы оцениваете качество молодых сотрудников, приходящих в комитет на следственную работу?

- Я как первый заместитель руководителя главка являюсь председателем аттестационной комиссии ГСУ СК по Московской области. Соответственно, через нас проходят все молодые следователи, поступающие на службу. Во-первых, в России созданы академии Следственного комитета Российской Федерации, которые являются для нас основными поставщиками новых кадров. (Академии находятся в Москве и Санкт-Петербурге, но также имеют филиалы в других городах России, - Авт.). Требования, которые предъявляются к абитуриентам и поступающим, довольно высокие, это многоступенчатый отбор с самыми серьезными стандартами. По окончании академии с каждым выпускником заключается договор о том, что человек должен проработать в подразделениях Следственного комитета пять лет. После такого фундаментального образования и стажировок на последних курсах в «полях», в территориальных следственных подразделениях выпускник уже точно понимаем, куда он идет, понимает цели и задачи следствия. Также источником кадров являются и другие, отраслевые вузы, а также юридические факультеты «гражданских» вузов. Словом, мы не испытываем кадровый голод. К нам молодые и способные люди активно идут, желают работать у нас.