Премия Рунета-2020
Сыктывкар
-1°
Boom metrics
Происшествия17 января 2018 15:50

Вячеслав Гайзер на суде: Описательная часть обвинения носит надуманный, гипотетический характер, зачастую основанный лишь на предположениях следствия

Владимир Торлопов и Алексей Соколов полностью признали свою вину, Наталья Моторина частично согласилась с обвинением
Фото: www.kommersant.ru

Фото: www.kommersant.ru

Сегодня в Замоскворецком суде города Москвы состоялось заседание по рассмотрению уголовного дела бывшего главы республики Коми Вячеслава Гайзера по существу.

Как сообщил «КП в Коми» адвокат экс-губернатора Вячеслав Леонтьев, в ходе процесса некоторые фигуранта дела изменили первоначальную позицию, а именно: Гайзер не признал вину, Веселов не признал вину, Ковзель не признал вину, Кудинов не признал вину (ранее признавал) заявил о давлении на него в ходе следствия, Либинзон не признал вину, Моляров частично признал вину, Марущак не признал вину, заявил о давлении на него в ходе следствия, Наталья Моторина частично признала вину, Алексей Соколов признал вину, Сергей Смешной не признал вину, заявил о давлении на него со стороны следствия (ранее признавал), Владимир Торлопов признал вину, Александр Третьяков не признал свою вину (ранее признавал), Михаил Хрузин не признал свою вину, Чернов не признал свою вину.

Вячеслав Гайзер обратился к суду со следующими тезисами:

- На протяжении всего следствия я просил разъяснить мне обвинение, однако следователи отказывались это сделать. И сегодня я хочу выразить свое отношение к обвинению. Мне до сих пор непонятно обвинение по статье 210 УК (участие в объединенном преступном сообществе). Если обвинение считает, что Зарубин привлек меня в качестве руководителя созданного им преступного сообщества, то почему в обвинении не указано, когда и где мне поступило предложение о вхождении в преступное сообщество, когда и где я дал свое согласие на вхождение в преступное сообщество, и в какую форму это согласие было облечено? Не указано, и кто именно из членов преступного сообщества в момент моего вступления сообщил мне о характере деятельности сообщества, руководителем которого меня считает обвинение, - заявил на суде Вячеслав Гайзер.

Экс-глава Коми обратил внимание суда на то, что ему непонятно из обвинения, является ли моментом его вхождения в преступное сообщество его поступление на государственную службу. Гайзер спросил чем полномочия и должностные обязанности губернатора отличаются от полномочий руководителя ОПС.

- Непонятно обвинение в части придуманной стороной обвинения казны преступного сообщества. Если казна была, то куда она делась после нашего задержания? Почему в обвинении отсутствует указание на реальные деньги и ценности из казны? - поинтересовался у гособвинения Вячеслав Гайзер.

В обвинении не соблюдено требование закона об установлении способа совершения преступления. Непонятно в какую конкретную форму была облечена договоренность о вступлении в преступное сообщество, не уточнен характер преступной деятельности. Также, по мнению защиты, в обвинении не установлены конкретные фактические обстоятельства умышленного использования служебного положения в целях совершения преступных деяний.

- Таким образом описательная часть обвинения носит надуманный, гипотетический характер, зачастую основанный лишь на предположениях следствия, не подтвержденных объективно полученными данными по уголовному делу доказательствами, - подчеркнул фигурант.

Гайзер не согласился с предъявленным обвинением в хищении "Птицефабрики Зеленецкой".

- Из обвинения мне непонятно - когда и где у меня мог возникнуть умысел на хищение "Птицефабрики Зеленцкой", когда обвинение утверждает, что это Зарубин Александр Леонидович решил незаконно обратить в свою собственность ГУП РК «Птицефабрика Зеленецкая». Мне непонятно из обвинения, как относится включение птицефабрики в план приватизации, передача полномочий по управлению имуществом ГУПов Агентству по управлению имуществом к хищению птицефабрики. Кого я здесь обманул и что похитил? Когда в результате всех этих действий 100 % пакет акции принадлежал Республике Коми. Из обвинения мне непонятно и следующее: если я похитил птицефабрику, то почему не указано, каким образом я мог распоряжаться имуществом птицефабрики, или когда именно лично я получил права на акции птицефабрики, - высказал свою позицию в суде Вячеслав Гайзер.

Бывший руководитель Коми отверг обвинение в передаче и получении взяток.

- По версии следствия, Константин Ромаданов вымогал взятку у Евгения Самойлова, угрожая ему прикрыть бизнес в республике. Однако я объективно не мог этого осуществить. Для этого необходимы фискальные, правоохранительные, либо судебные полномочия, которыми я не обладал, - подчеркнул Вячеслав Гайзер.

Экс-глава Коми прокомментировал обвинение в получении взятки в сумме 160 миллионов рублей от бывшего сенатора Коми Евгения Самойлова.

- Следствие указывает, что я получил от Евгения Самойлова в качестве взятки 50 % доли в ООО «Автоцентр». Вместе с тем, имущественное право в виде 50 % доли в ООО «Автоцентр» никогда не поступало в мою собственность, я не имел ни юридической, ни фактической возможности им распорядиться, - заявил в суде Вячеслав Гайзер. - Мне непонятно, каким образом взятка оказалась передана мне уже не за отказ от преступных действий по прекращению коммерческой деятельности Евгения Самойлова, а за общее покровительство таковой. Получение взятки стоимостью 160 миллионов рублей за общее покровительство, выражающееся по мнению следствия в выдаче удостоверения внештатного советника Главы РК, не дающее абсолютно никаких прав, а также организацию встреч бывшему сенатору Самойлову, который и без меня был известен во всех органах власти республики, противоречит здравому смыслу.

Гайзер высказал свое мнение относительно инкриминируемой ему взятки от экс-гендиректора "СЛВЗ" Александра Сердитова.

- Обвинение указывает, что я и Константин Ромаданов получили взятку от Александра Сердитова за назначение его генеральном директором ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ», при этом я способствовал его назначению. Однако ни полномочиями, ни возможностями для назначения на должность генерального директора ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ» Александра Сердитова я не обладал. Принятие такого решения входит в исключительную компетенцию генерального директора ОАО «ФПИП РК», - подчеркнул подозреваемый.

Из обвинения следует, что взятка была передана Гайзеру за общее покровительство по службе Александру Сердитову в период его нахождения на занимаемой должности.

- Но мои организационно-распорядительные функции и властные полномочия не распространялись на генерального директора ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ», таким образом я не мог каким-либо образом покровительствовать его деятельности, - подчеркнул экс-глава Коми. - При таких обстоятельствах ежемесячная передача мне взяток, в том числе через посредников, лишена для него смысла. Сердитов осужден за совершение тяжкого преступления, его показания в отношении меня являются оговором.

На данный момент заседание продолжается. В суде дают показания остальные фигуранты громкого дела.

СПРАВКА КП

"Комсомолка" напоминает, в чем обвиняют бывшего руководителя республики. Вячеслав Гайзер и 15 фигурантов дела создали объединенное преступное сообщество (ст.210 УКРФ). По версии следствия, ОПС действовало с 2006 года. В верхушке иеарахии находились бывший топ-менеджер «Реновы» Александр Зарубин (объявлен в международный розыск - от авт), экс-предприниматель Валерий Веселов, бывший первый замглавы Коми Алексей Чернов. Вместе с Гайзером, Черновым и Веселовым на скамье подсудимых оказались бывший глава и бывший сенатор от Коми Владимир Торлопов, экс-спикер Госсовета РК Игорь Ковзель, бывший начальник управления информации администрации Главы РК Павел Марущак, а также предприниматели Игорь Кудинов, Михаил Хрузин, Наталья Моторина, Василий Моляров, Лев Либинзон и другие.

Всем им, кроме участия в ОПС, в той или иной степени вменяются в вину следующие эпизоды преступной деятельности: мошенничество (ст.159УКРФ), незаконная легализация денежных средств, полученных преступным способом ( пп. «а, б» ч. 4 ст. 174.1), а также многочисленные взятки (ч.6 ст.290 УК РФ ).

По "делу Гайзера" проходят 220 свидетелей, 177 из них проживают в Коми.

Два фигуранта заключили сделку со следствием, процесс над ними выделен в отдельное производство - это Константин Ромаданов и Демьян Москвин. В ходе досудебного расследования три фигуранта переведены в свидетели - это Евгений Самойлов, Юрий Бондаренко, Александр Гольдман. Фигурант "дела Гайзера" Антон Фаерштейн свел счеты с жизнью в сизо "Матросская тишина".